Женский сайт - любовь, дети, красота, здоровье, кулинария, домашний уют
Шатенка Блондинка Брюнетка
МЕНЮ
Главная
ТЫ И ТОЛЬКО ТЫ
Твоя красота
Твое здоровье
Азбука хороших манер
Отношения с коллегами по работе
Отношения с твоей второй половиной
Дети - цветы жизни
ТЫ И ТВОЙ ДОМ
Домашний интерьер
Домашняя кухня
Комнатные растения
Домашние животные
Написать нам письмо
ПАРТНЕРЫ
Женщину можно познать, но невозможно предсказать.
Твое здоровье
основные заболевания и методы их лечения домашняя аптечка гимнастика и массаж развитие умственных способностей, памяти и внимания

У воспоминаний и книг по истории много общего

     Давайте представим себе, что два разных человека ожидали от увиденной ситуации одного и того же. Будут ли их воспоминания одинаковыми через несколько дней, месяцев, лет?

     Ответ — нет, потому что воспоминания зависят не только от ожиданий, но и от того, что произошло после определенного события. Со временем наши воспоминания меняются, на подсознательные ожидания влияет новоприобретенный опыт, и это влияние касается не только недавних воспоминаний, но и того, что было пережито раньше. В итоге изначальные факты меняются в памяти под действием нового опыта, который влияет сначала на наше подсознание, а потом на оценку ситуации.

     Одной из самых известных исследовательниц податливости нашей памяти можно считать Элизабет Лофтус из Вашингтонского университета. Она много лет собирала доказательства того, что человеческие воспоминания постоянно изменяются и новый опыт способен полностью затмить и переменить первоначальные впечатления и «переписать» воспоминания. Большинство ее работ показывают, с какой легкостью вовремя поданная дезинформация воздействует на свидетельские показания очевидцев преступления, практически полностью меняя в их памяти ключевые детали происшедшего.

     Исследования Лофтус, помимо всего прочего, касались судебных дел, в которых речь шла о жестоком обращении родителей или нянечек с детьми. Память маленьких детей намного чувствительнее к влиянию, чем память взрослых, поскольку в детстве лобные доли мозга еще не полностью развиты. Именно в лобных долях хранится информация о том, «кто», «что», «когда» и «где» имели место в нашем прошлом (так называемая исходная память, охватывающая все аспекты события). Поскольку дети подсознательно стараются оправдать ожидания уважаемых ими взрослых, то картины пережитого и мысли о нем могут с легкостью смешаться, а то и смениться тем, о чем с детьми говорили работники полиции и социальных служб.

     Исследования Лофтус привели к установлению ряда запретов на то, какие вопросы могут задавать полицейские при опросе очевидцев событий и свидетелей преступлений, в частности вопросы, касающиеся идентификации подозреваемых. Детективам, что логично, хочется определенности и уверенности в показаниях. Если свидетель подсознательно настроится на ту же волну, то вместо «ну, это мог быть парень, но я не уверен», он, скорее всего, скажет: «Да, я уверен, что это был парень!»

     Хорошие взаимоотношения между полицейским и свидетелем комфортны для обоих, показания становятся более весомыми для стороны обвинения, но это вовсе не означает, что показания обличили настоящего преступника.

     Два воспоминания вместо одного?

     С тем, что воспоминания со временем пересматриваются и меняются с учетом нового пережитого опыта, не станет спорить ни один психолог. Однако психологи расходятся во мнениях о том, может ли изначальная, «истинная» память сосуществовать с измененной в процессе приобретения опыта.

     Если может, то к истинной памяти все же можно получить доступ при использовании правильной техники. Некоторые исследователи считают, что обе версии нашей памяти существуют в сознании одновременно, и, когда мы пытаемся обратиться к этим воспоминаниям, между вариантами памяти начинается «борьба за первенство».

     Лофтус уверена в обратном. Однажды она поставила простой эксперимент, во время которого участников просили посмотреть поставленную сценку, в которой кто-то читал желтую книгу. Если чуть позже их спрашивали: «Вы видели человека, читавшего синюю книгу?» — исходное воспоминание пересматривалось в ответ на этот вопрос, ожидания от него изменялись, поскольку люди надеялись вспомнить того, кто читал синюю книгу. Если реальная, исходная память продолжает сосуществовать с измененной, предполагала Лофтус, это сказалось бы на результатах последующего опроса. Участников эксперимента попросили ответить, какого еще цвета могла быть книга.

     В итоге количество людей, назвавших цвет, следующий в спектре за синим, — зеленый, — было в три раза больше, чем количество людей, назвавших желтый цвет.

     Прямая трактовка полученного результата показывает нам, что большинство людей подсознательно заменило оригинальные воспоминания на информацию, соответствующую ожиданиям опрашивающего.

Читаем дополнительно по данной теме:

     Как развить память от ВУЗа до пенсии

     Как запомнить где вы оставили ключи от квартиры

     Как стресс уничтожает память

     Рыба - отличная пища для мозга и лекарство от шизофрении

     Кофеин в меру идет на пользу мозгу

     Как никотин влияет на обучаемость и память

загрузка...
Рейтинг@Mail.ru
Женский сайт VIPtoria. Все права защищены. Использование материалов сайта возможно лишь при указании активной ссылки.